АиФ. От бабушке – внучке. Как развиваются и возрождаются национальные ремесла
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. АиФ-Нижнее Поволжье №45 08/11/2023
Многим известно, что в своё время столицу российской провинции Урюпинск спасла коза. В начале XX века его даже называли «козьим городком», так как местные жители вязали тёплые носки, платки, варежки, продавали и этим жили.
Спасибо козам – вяжут все
Это уютное исконное славянское ремесло в казачьих краях сегодня переживает расцвет.
– Чтобы ремесло не было утрачено, мы объединили лучших мастеров пуховязания, – рассказывает член комиссии экспертного совета по народным художественным промыслам Волгоградской области Раиса Казимирова. – Вязали мастерицы из чистого пуха, причём так, что одной шали могло хватить на всю жизнь – настолько ноские были вещи. Лучшие традиции мастеров сохранены по сей день.
Важно и то, что чудесные вещи из Урюпинска расходятся по всей России, принося дополнительную славу исконным казачьим краям. Получая тёплую частичку нашего края, многие хотят и сами приехать в Урюпинск и познакомиться поближе с этим городом.
Как русский народ исконно принимал людей разных национальностей, давал им кров и пищу, так и его ремёсла заряжены добром и созиданием. Так, пуховязание объединяет сегодня людей разных национальностей.
На урюпинском предприятии, где вяжут пуховые вещи, работают представители разных народов.
Например, Надежда Мизембаева приехала в Урюпинск из Казахстана и долгое время не могла трудоустроиться по своей основной специальности – электронщик. На предприятие пуховязания первым пришёл муж Надежды, тоже человек рукодельный. Он предложил Раисе Казимировой посмотреть его резьбу по дереву – это тоже исконно русское ремесло. А потом уже рассказал, что супруга – искусная вязальщица, и привёл её.
Сегодня Надежда Мизембаева – известнейший мастер пуховязания. Она награждена почётным знаком администрации региона «Мастер народного художественного промысла Волгоградской области» серебряной степени и первый претендент в области на аналогичный знак золотой степени (кстати, у пяти из восемнадцати сотрудников пуховязального предприятия тоже есть почётные знаки серебряной степени).
И сейчас в Музее козы в Урюпинске хранится пуховая шаль с надписью «Лазоревый цветок», которую связала Надежда Мизембаева. Это один из символов казачьего края. Почём фунт пуха? Сегодня не только пуховые изделия, но и сам пух стал урюпинской валютой – им можно расплатиться за покупку, услугу. Пух измеряют исключительно старой, дореволюционной мерой – фунтом. Если фунт пуха достался тому, кто не вяжет, его можно обменять на рубли.
Вышивая золотом
«И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий, и смут, влечётся суровый, прилежный, веками завещанный труд» – так написал о ремёслах поэт Валерий Брюсов, лучше не скажешь. В каждом ремесле – история народа, его традиции, обычаи, уклад и верования. А самое лучшее хранится в музеях. Есть такой и в селе Малые Чапурники Светлоярского района.
– В нашем музее сохранилось немало экспонатов, благодаря которым можно ознакомиться с традиционными татарскими ремёслами, – с гордостью рассказывает руководитель татарского культурного центра «Туган-Як» Сальфира Рябова. – Прежде всего это национальные костюмы, головные уборы, одеяла, ковры, росписи на тканях, ювелирные изделия, монеты…
Увы, многие виды наших ремёсел пропали ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы.
Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах – тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех продержались резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.
Традиционные виды народного творчества, рассказывает Сальфира Назимовна, татары сохраняли как домашние ремёсла. Так, от бабушки к внучке, от сердца к сердцу передавались заветные секреты красоты и уюта.
– Своими руками делали в основном то, что нужно в быту: ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники, – объясняет руководитель центра. – А вот тамбурной вышивкой при помощи крючка, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки.
Радует, что и в настоящие дни есть энтузиасты, которые своим трудом возрождают национальные традиции. Например, в сёлах Бахтияровка и Маляевка Ленинского района, Червлёное и Нариманов Светлоярского района, в которых проживает немало татар, есть резчики по дереву, мастера ковки металла. А мастер волжского Центра татарской культуры Наиля Одногулова обучает своих учеников пошиву национальной одежды.
– Мы проводим мастер-классы по пошиву традиционных татарских колпаков, вышиваем тюбетейки и жилеты, изготавливаем кукол в национальных костюмах, – говорит Наиля Одногулова. – Очень важно сберечь и передать молодому поколению традиции, это помогает сохранять наши национальные ценности и культуру.
Узелки на счастье
Богатые традиции национальных ремёсел есть и у корейцев. Так, на фестивале корейской культуры, который проводится в Волгограде с 2001 г., всегда большим интересом пользуются мастер-классы по традиционным ремёслам. Их проводит руководитель волонтёрского центра «Миринэ», мастер-наставник Лидия Зубкова.
– В числе ремёсел, которым я обучаю, изготовление бумажного лотоса, символизирующего Будду, «узлов счастья» – украшений с символическим смыслом, традиционных корейских вееров, которые делаются из плотной бумаги и обтягиваются тканью, – рассказывает Лидия Зубкова. – Обучаю также упрощённому варианту корейского искусства хандигырым, или бумажной живописи, основам шитья национальной одежды и чоничопки – складыванию фигурок из бумаги. Производство бумаги и бумажных изделий из древесины и рисовой соломки – это древнее корейское ремесло, традиции которого живы по сей день. И эти ремёсла тоже несут объединяющий смысл: в волонтёрском центре корейской культуры основы национальных ремёсел с интересом постигают русские, корейцы, казахи, турки… Так за общим делом рождается дружба, интерес друг к другу и желание творить красоту сообща.
Цифры
Изготовление кукол – один из наиболее популярных народных промыслов. Фото: Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области
- В Волгоградской области бережно сохраняют традиции ремёсел разных народов. Действует 5 предприятий и 2 организации народных художественных промыслов, среди которых «Узоры» (Урюпинск), «Арчединские узоры» (Фролово), «Дубовское казачество» (Дубовка), «Царицынская игрушка» (Волгоград) и др.
- В области насчитывается более 1500 индивидуальных мастеров, 21 из которых имеет звание «Мастер народных художественных промыслов Волгоградской области». Чтобы считаться мастером, ваши изделия должны нести культурно-историческую ценность, обладать индивидуальными особенностями и не повторять изделия народно-художественных промыслов других регионов страны.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Между Волгой и Доном»
Оцените материал
Источник: vlg.aif.ru