АиФ. Дорогой просветления. Исторические корни буддизма в волгоградском регионе
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ-Нижнее Поволжье №44 01/11/2023
Волгоградскую область по праву называют перекрёстком культур, религий и древних цивилизаций. Помимо традиций христианства, ислама, иудаизма, здесь многое наполнено буддийской историей.
Буддисты на Волге
Учение Гаутамы Будды (буддизм) – одна из крупнейших мировых религий, традиции которой сформированы веками. Так, буддисты активно пользуются лунным календарём, праздники в нём скользящие, потому каждый год они приходятся на разные даты. При этом далеко не все памятные дни носят культовый характер. Какие-то праздники посвящены достаточно обыденным событиям, являются скорее мирскими – направленными на то, чтобы привлечь интерес к учению Гаутамы, сделать людей добрее, справедливее.
Впервые буддизм на земли Нижнего Поволжья, Придонья и Прикаспийской равнины принесли калмыцкие кочевники ойраты в конце XVII века. Особо значимым явлением в местной буддийской истории является основание миссионерского поселения немецких братьев – гернгутеров Сарепты с целью обращать калмыков-язычников, как полагали выходцы из Центральной Европы, в христианскую веру. Многие русские и европейские путешественники, востоковеды останавливались в Сарепте для изучения буддийской культуры, калмыцкого языка и этнографии.
Волгоградский музей провел выставку «Буддизм России в исторических фотографиях». Фото: музей-заповедник «Старая Сарепта»
– Как известно, часть территории современного юга Волгоградской области в районе села Червлёное, пос. Солянка была собственностью древнего калмыцкого рода князей Тундутовых, – отмечет исследователь-краевед Роман Шкода. – В прежние времена здесь находилась родовая усыпальница Тундутовых. Во время Великой Отечественной войны здесь расположили братскую могилу: в конце августа 1942 года тяжёлые оборонительные бои вели здесь части 57-й и 64-й армий. Братская могила, наряду с отдельными захоронениями, существует здесь и поныне.
Через Сарепту на Тибет
Согласно данным дошедших до нас источников, именно отсюда, через Сарепту, уходили буддийские паломники в Тибет учиться у высоких лам, чтобы поддерживать живую традицию буддизма у себя на родине.
Интересен тот факт, что только калмыцкие князья Тундутовы имели особую печать от далай-ламы, позволяющую беспрепятственно проходить в столицу Тибета Лхасу, тогда как для европейцев она оставалась закрытой даже в начале XX века.
В наши дни большой вклад в поддержку буддийских, восточных традиции вносит калмыцкий центр музея «Старая Сарепта». Здесь формируется музейный фонд калмыцкой культуры, проводятся экскурсии, выставки, фольклорные праздники, научно-теологические конференции по калмыцко-буддийской истории.
Свой вклад вносят и просветительский фонд им. Нонто Очирова (Элиста), Буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью Волгограда. В нём регулярно проходят лекции буддийских учителей, открытые для всех желающих. Другие известные музейные центры региона – музей ИЗО им. Машкова и областной краеведческий музей – регулярно предоставляют свои выставочные залы для проведения выставок буддийского искусства.
Прямая речь
«Наша организация увековечивает память уроженцев Калмыкии, внёсших значительный вклад в историю региона, организует работу с молодёжью, активно поддерживает местное калмыцкое землячество, – рассказывает советник главы Калмыкии, руководитель организации «Союз «Калмыкия – Волгоград» Геннадий Кошелев. – Между Волгоградом и Элистой действует соглашение о сотрудничестве во всех отраслях. Важной вехой такого сотрудничества стала недавняя установка на Мамаевом кургане памятного знака, посвящённого уроженцам калмыцкого народа – участникам Сталинградской битвы.
Мы сохраняем традиции, отмечаем праздники. Так, самые известные калмыцкие праздники – Цаган Сар, праздник весны, и Зул, праздник миллиона лампад. Их отмечают в семейном кругу или идут в гости к друзьям. Принято накрывать стол и угощать всех знакомых и соседей.
До наших дней сохранился обычай праздника Зул: из теста делают две лодочки, в которые устанавливают фитили по числу лет на каждого члена семьи, пропитывают топлёным маслом, а вечером поджигают. Пока они горят, члены семьи ходят по кругу и читают молитву. После этого они садятся за праздничный стол и зажигают лампады.
Совместными усилиями мы восстановили в Солянке Светлоярского района разрушенную ещё в начале ХХ века ступу Просветления (специальное сооружение, где можно вознести молитву. – Ред.). В своё время её строили князья Тундутовы в родовом имении. Восстановили её за за счёт усилий общественного фонда им. Очирова при поддержке общественных, религиозных организаций и меценатов.
По признаниям жителей посёлка, с той поры, как появилась ступа и её освятил главный государственный оракул Тибета Тубтен Нгодруп, их жизнь изменилась к лучшему.
Главные праздники буддизма
- Самый важный праздник для буддистов – Весак. Он символизирует три сакральных события: рождение, просветление и смерть Будды.
Согласно поверью, Гаутама родился, обрёл дар просветления и ушёл в нирвану во второе полнолуние года. Обычно оно приходится на последние майские дни.
В этот праздник люди совершают паломничества, приходят в монастыри, чтобы предаться медитации. Сельхозработы в эти дни запрещены в знак милости ко всем земным существам, в том числе домашнему скоту. - Саагалган – буддийский Новый год. Его отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ новый год Монголия, Тибет и Калмыкия встречают в разные сроки.
В территориально близкой к Волгоградской области Калмыкии Саалган, или по-калмыцки Цаган Сар, отмечается на исходе зимы, в середине-конце февраля.
Kамы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. - Молитва Монлам начинается с первым рассветом нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о 15 чудесах, сотворённых Буддой. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды.
- Майдари-хурал – этот праздник посвящён воплощению Будды Майтрейи в конце времён. Его правление связывается с благословенной эпохой процветания и блаженства. В такие дни стекается множество паломников в монастыри, из храмов выносится скульптура Будды Майтрейи, церемония прерывается чтением сутр и ритуальными чаепитиями.
- Поворот колеса Учения отмечается в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Главное действо – обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи. Оно сопровождается чтением сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах.
- День рождения далай-ламы – каждый год 6 июля северные буддисты (включая верующих из Бурятии, Калмыкии, других мест Нижней Волги) отмечают день рождения своего духовного лидера в изгнании Далай-ламы XIV.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Между Волгой и Доном»
Оцените материал
Источник: vlg.aif.ru